Смена магнитных полюсов Земли могла вызвать вымирание неандертальцев - и это может произойти снова
Технологии8 дней назад

Согласно новому исследованию, изменение полярности магнитных полюсов Земли, наряду с временным нарушением магнитного поля мира около 42000 лет назад, могло спровоцировать целый ряд экологических изменений, солнечных бурь и исчезновения неандертальцев.

Магнитное поле Земли защищает нас, действуя как щит от солнечного ветра (потока заряженных частиц и излучения), исходящего от Солнца. Но геомагнитное поле нестабильно по силе и направлению и оно может переворачиваться или разворачиваться.

Около 42000 лет назад во время события, известного как Экскурсия Лашампа, полюса делали именно это около 800 лет, прежде чем поменяться местами, но ученые не были уверены, как именно и повлияло ли это на мир.

Теперь команда исследователей из Сиднейского университета Нового Южного Уэльса и Музея Южной Австралии говорят, что переворот, наряду с изменением солнечного ветра, мог спровоцировать целый ряд драматических климатических изменений, ведущих к изменению окружающей среды и массовым вымираниям.

Ученые проанализировали кольца, обнаруженные в древних новозеландских деревьях каури, некоторые из которых хранились в отложениях более 40 000 лет, чтобы создать временную шкалу того, как атмосфера Земли менялась с течением времени.

Используя радиоуглеродное датирование, команда изучила поперечные сечения деревьев, годовые кольца которых служили естественной меткой времени, чтобы отследить изменения в уровнях радиоуглерода во время переворота полюсов.

«Используя древние деревья, мы могли измерить и датировать скачок уровня радиоуглерода в атмосфере, вызванный коллапсом магнитного поля Земли», - сказал Крис Терни, профессор UNSW Science, директор университетского центра исследований Земли и устойчивого развития и соавторы. Ведущий автор исследования говорится в сообщении.

Команда сравнила свою новую шкалу времени с записями в пещерах, ледяных кернах и торфяных болотах по всему миру.

'Конец дней'

Исследователи обнаружили, что обращение вспять привело к «выраженному изменению климата». Их моделирование показало, что рост ледникового покрова и ледников в Северной Америке и сдвиги в основных ветровых поясах и системах тропических штормов можно проследить до периода переключения магнитных полюсов, которое ученые назвали «событием Адамса».

«Фактически, магнитное поле Земли почти исчезло, и оно открыло планету для всех этих частиц высокой энергии из космоса. Это было бы невероятно страшное время, почти как конец света», - сказал Терни.

Исследователи говорят, что событие Адамса могло объяснить многие загадки эволюции Земли, включая исчезновение неандертальцев и внезапное повсеместное появление изобразительного искусства в пещерах по всему миру.

Это явление привело бы к драматическим и ослепляющим событиям. В преддверии события Адамса магнитное поле Земли упало до 0–6% своей силы, в то время как Солнце пережило несколько длительных периодов спокойной солнечной активности.

«По сути, у нас вообще не было магнитного поля - наш экран от космического излучения полностью исчез», - сказал Терни.

Ослабление магнитного поля означало, что на Землю может попасть больше космической погоды, такой как солнечные вспышки и галактические космические лучи.

«Нефильтрованное излучение из космоса разрывает частицы воздуха в атмосфере Земли, отделяя электроны и испуская свет - процесс, называемый ионизацией», - говорится в заявлении Терни. «Ионизированный воздух« поджарил »озоновый слой, вызвав волну изменения климата по всему миру».

В течение этого времени жители Земли подверглись бы ослепительным явлениям - северное и южное сияние, вызванное солнечными ветрами, поражающими атмосферу Земли, было бы частым явлением. Между тем, ионизированный воздух увеличил бы частоту электрических штормов - что, по мнению ученых, заставляло людей искать убежище в пещерах.

«Распространенный в пещерном искусстве мотив отпечатков ладоней красной охры может указывать на то, что он использовался в качестве солнцезащитного крема, метод, который до сих пор используется некоторыми группами», - говорится в заявлении Алан Купер, почетного исследователя Музея Южной Австралии.

«Удивительные образы, созданные в пещерах за это время, были сохранены, в то время как другие произведения искусства на открытых пространствах с тех пор разрушились, создавая впечатление, что искусство внезапно началось 42000 лет назад», - добавил Купер, соавтор книги.

Предстоящий разворот

В статье, опубликованной в журнале Science, эксперты говорят, что в настоящее время наблюдается быстрое движение северного магнитного полюса через Северное полушарие, что может сигнализировать о том, что на карте грядет еще один разворот.

«Эта скорость - наряду с ослаблением магнитного поля Земли примерно на девять процентов за последние 170 лет - может указывать на грядущее изменение направления», - сказал Купер.

«Если подобное событие произойдет сегодня, последствия будут огромными для современного общества. Поступающее космическое излучение разрушит наши электросети и спутниковые сети», - сказал он.

По словам Купера, деятельность человека уже привела к увеличению содержания углерода в атмосфере до уровней, «никогда ранее не наблюдавшихся человечеством».

«Смена магнитного полюса или резкое изменение активности Солнца станет беспрецедентным ускорителем изменения климата. Нам срочно необходимо снизить выбросы углерода, прежде чем такое случайное событие повторится снова», - добавил он.