Ученые разгадали загадку настоящего морского монстра
Технологии14 августа 2020

Ученые разгадали загадку настоящего морского монстра

Более ста лет окаменелости Танистрофея озадачивали ученых.

Странная рептилия, напоминающая реального Лох-Несского чудовища или доисторического крокодила, скрещенного с жирафом, была впервые описана в 1852 году и впервые реконструирована в 1973 году.

Палеонтологам давно известно, что этот вид когда-то обитал в бассейне Монте-Сан-Джорджо в Швейцарии в период среднего триаса (около 242 миллионов лет назад). Они также знали, что у странного на вид 20-футового существа была удивительно длинная шея, которая при длине 10 футов составляла половину всей ее длины.

Но остальные детали, связанные с Танистрофом, оставались неясными и вызывали много споров. Эти животные жили на суше или в воде? Как выглядели их молодые? И как они взаимодействовали с другими видами в своей среде? Никто не знал - до сих пор.

Согласно новому исследованию, опубликованному в Current Biology, ученые использовали технологию компьютерной томографии (КТ) для цифровой реконструкции раздробленных черепов окаменелостей, которые выявили доказательства того, что эти рептилии жили в воде.

«Для тех, кто интересуется триасовыми рептилиями, это всегда было не только культовым окаменелым, но и предметом споров и дискуссий», - сказал Оливье Риппель, палеонтолог из Филдского музея в Чикаго и один из авторов исследования.

«Я изучаю Танистрофея более 30 лет, поэтому мне очень приятно видеть демистику этих существ».

Восстановленные в цифровом виде окаменелости показывают, что анатомия черепа и расположение ноздрей у Танистрофея имели характеристики водных животных. Исследователи также обнаружили свидетельства того, что танистроф был водным «хищником из засады», который, вероятно, использовал свою длинную тонкую шею, чтобы позволить ему приблизиться к неосознанной добыче.

«Эта длинная шея не была очень гибкой, у нее было всего 13 позвонков и ребра, которые еще больше ограничивали подвижность», - пояснил Риппель. «Но наше исследование показывает, что эта странная анатомия была гораздо более адаптивной и универсальной, чем мы думали раньше».

Ученые также смогли прояснить вопросы, связанные с различными формами этих животных - одним меньшим и одним большим - чьи окаменелости найдены в одном районе современной Швейцарии.

Раньше считалось, что более мелкие окаменелости были детской версией взрослого Танистрофа. Меньшие экземпляры выглядели очень похожими, но были всего около 4 футов в длину по сравнению с 20 футов. Но исследователи смогли изучить годичные кольца на поперечных срезах костей танистрофея, чтобы определить, что это, на самом деле, два разных вида.

«Маленькие особи тоже полностью выросли, и это было удивительно», - сказал соавтор исследования Торстен Шайер, научный сотрудник Цюрихского университета. «Это похоже на годичные кольца дерева - по ним можно в основном реконструировать историю этих животных».

Это означает, что в одной местности жили два разных вида странных длинношеих рептилий.

Однако окаменелости также показали, что у двух видов были разные типы зубов, что привело к выводу, что они использовали разные стратегии для ловли добычи.

«Пищевые ресурсы в экосистеме ограничены, животные, которые выглядят одинаково, часто разрабатывают разные стратегии ... Это называется разделением ниши», - сказал Шейер CNN. «Итак, они жили в одной среде обитания, но не слишком мешали друг другу».

Разделение ниши у такой узкоспециализированной рептилии с необычайно длинной шеей обнаруживает менее конкурентную сторону эволюции в триасовый период. Ученые заявили, что это важное экологическое явление, которое подчеркивает универсальность танистрофея и сложность экосистем того времени.

«Дарвин визуализировал мир в котором виды соревнуются, но это разделение среды обитания известно уже давно и рисует иную картину природы», - сказал Риппель.

Триасовый период

Триасовый период далек от современного существования, но его изучение может многое рассказать о разнообразии жизни на Земле.

«Триас - очень интересное и удивительное время в истории Земли. Есть много животных, даже современных групп животных, которые появились в это время», - сказал Шейер. «Это отчасти из-за планировки земли в это время и потому, что это период времени, который следует за одним из крупнейших массовых вымираний в истории».

«Все это позволило определенным группам разнообразить свою среду обитания и среди них есть некоторые действительно причудливые существа, одним из которых является Танистрофей», - добавил он.

Согласно исследованию 2018 года, опубликованному в Science, период времени, на который смотрят эти ученые, пришелся на 9 миллионов лет после массового вымирания, которое в то время уничтожило около 96% морских видов на Земле. Но к триасу у морской жизни было немного времени, чтобы восстановиться, что сделало этот период времени богатым окаменелостями, особенно в швейцарском районе Монте-Сан-Джорджо.

В настоящее время этот район засажен деревьями и проложен по красивым пешеходным тропам, ведущим посетителей через горы на швейцарско-итальянской границе. Окаменелости, которые исследователи сейчас исследуют с помощью новейшей технологии компьютерной томографии, на самом деле были обнаружены во время раскопок в период между 1920-ми и 1950-ми годами и долгое время хранились в музейных коллекциях и подвалах университетов.

Но эти раскопки 242 миллиона лет назад выглядели бы совсем иначе.

«Представьте себе что-то вроде современных Багамских островов с островным ландшафтом, мелководьем, теплым климатом, не слишком глубоким морем, с островами, откуда происходят некоторые из наземных животных, которых мы находим в этих местах», - объяснил Шейер. «Это была уникальная экосистема, которой нам практически не хватает современного аналога, и все эти современные животные больше не имеют современных представителей».

Шейер добавил, что изучение странных форм жизни, таких как Танистрофей, важно для понимания наших нынешних экосистем и биоразнообразия.

«Важно напомнить, что сегодня у нас есть лишь небольшой процент биоразнообразия Земли и конечно, оно сокращается, частично из-за наших собственных действий и из-за изменений окружающей среды», - сказал Шейер. «Важно понимать биоразнообразие и то, как биоразнообразие меняется со временем».

«Танистрофей - это ископаемое, которое всегда было культовым», - добавил Риппель в своем заявлении. «Уточнение ее таксономии - важный первый шаг к пониманию этой группы и ее эволюции».