ТехнологииИсточник16 мая

Вулканы все еще могут быть активными на Марсе

nk_hauz/-m_pioqpsu1lpjosmu6d.jpg

Бесплодный ландшафт Марса заставляет планету казаться тихой, замерзшей пустыней, где ничего не происходило в течение миллиардов лет, кроме случайных пыльных бурь.

Новое исследование, однако, предполагает, что красная планета имеет более недавнюю историю активности - и она все еще может быть вулканически активной.

Ученые все еще пытаются понять историю Марса, и марсоходы НАСА, такие как Curiosity и Perseverance, могут помочь найти доказательства, чтобы собрать воедино временную шкалу планеты.

Когда-то Марс был намного влажнее и теплее, чем сегодня, около 4 миллиардов лет назад. Что-то случилось, что заставило планету потерять свою атмосферу и отправить воду под поверхность около 3 миллиардов лет назад, причина остается загадкой.

Ученые полагали, что большая часть вулканической активности на планете произошла между 3 и 4 миллиардами лет назад, наряду с некоторыми изолированными извержениями, произошедшими около 3 миллионов лет назад.

Теперь орбитальные аппараты, вращающиеся вокруг Марса, предоставили изображения и данные о ранее неизвестной интересующей области. Эта последняя информация показывает свидетельства вулканической активности, которая произошла в течение последних 50 000 лет, что довольно молодо с астрономической точки зрения.

Гладкая темная зона простирается на 8 миль. Он окружен 20-мильной вулканической трещиной в системе разломов Cerberus Fossae, где марсианская кора разошлась.

Эта интригующая особенность расположена в регионе Элизиум-Планиция, равнине раскинувшейся на экваторе планеты и втором по величине вулканическом регионе.

«Это может быть самое молодое вулканическое месторождение, когда-либо зарегистрированное на Марсе», - сказал в своем заявлении ведущий автор исследования Дэвид Хорват, научный сотрудник Института планетологии. «Если бы мы сжали геологическую историю Марса в один день, это произошло бы в самую последнюю секунду».

Материал распределялся по поверхности, соответствуют пирокластическому извержению. Этот тип извержения вулкана происходит, когда магма взрывается из-за расширения газов.

Другими словами, подумайте, что происходит, когда вы взбалтываете газировку.

«Когда мы впервые заметили это отложение, мы знали, что это что-то особенное», - сказал соавтор исследования Джефф Эндрюс-Ханна, доцент Лаборатории Луны и планет Аризонского университета. «Это месторождение не было похоже ни на что другое, найденное в этом регионе, да и вообще на всем Марсе и больше напоминало особенности, созданные более ранними извержениями вулканов на Луне и Меркурии».

Большинство свидетельств предыдущей вулканической активности похоже на потоки лавы, которые мы могли бы видеть на Земле.

«Эта особенность покрывает окружающие потоки лавы и представляет собой относительно свежие и тонкие отложения пепла и горных пород, представляющие стиль извержения, отличный от ранее идентифицированных пирокластических структур», - сказал Хорват. «Это извержение могло выбросить пепел на высоту 6 миль в атмосферу Марса. Возможно, такие отложения были более распространены, но были размыты или погребены».

Потенциал жизни на Марсе

Хотя ни один из марсоходов не находится достаточно близко, чтобы исследовать эту особенность, посадочный модуль НАСА InSight находится на расстоянии около 1000 миль. Стационарный аппарат изучает сейсмическую активность на Марсе с момента его приземления в ноябре 2018 года.

При отслеживании сейсмической активности InSight обнаружил два маршеврота - похожие на землетрясения, но не вызванные тектоническими плитами, поскольку на Марсе их нет, - которые возникли в регионе вокруг Cerberus Fossae.

Поскольку причина не в тектонической активности, ученые полагают, что магма может перемещаться глубоко внутри планеты, вызывая эти землетрясения.

«Молодой возраст этого месторождения абсолютно повышает вероятность того, что на Марсе все еще может происходить вулканическая активность и интригует то, что недавние землетрясения, обнаруженные миссией InSight, происходят из ямки Цербера», - сказал Хорват.

Трещины в Cerberus Fossae, вероятно, образовались 20 миллионов лет назад, когда грунтовые воды извергались на поверхность, хотя причина этого извержения неизвестна.

И эти вулканические отложения могут свидетельствовать о том, что предполагали многие ученые: Марс мог быть обитаемым под поверхностью совсем недавно, чем сама поверхность.

«Взаимодействие восходящей магмы и ледяного субстрата в этом регионе могло сравнительно недавно создать благоприятные условия для микробной жизни и повышает вероятность существования жизни в этом регионе», - сказал Хорват.

Извержения могли произойти, когда марсианская магма вступила в контакт с вечной мерзлотой под поверхностью.

«Лед тает в воду, смешивается с магмой и испаряется, вызывая сильный взрыв смеси», - сказал в своем заявлении соавтор исследования Пранабенду Мойтра, научный сотрудник факультета наук о Земле Аризонского университета. «Когда вода смешивается с магмой, это как заливать бензин в огонь».

Высокая активность

Всего в 6 милях от этого извержения вулкана, которое считается самым молодым на планете, также находится самый молодой ударный кратер на Марсе. Кратер шириной 6 миль.

«Возраст извержения и воздействия невозможно различить, что повышает вероятность, пусть и гипотетическую, что удар действительно спровоцировал извержение вулкана», - сказал Мойтра.

Сильные столкновения с Марсом могли встряхнуть подземную магму, так же как сильные землетрясения были связаны с извержениями вулканов.

Элизиум может показаться плоским и скучным, но это не совпадение, что эта область является домом для активных землетрясений, недавних наводнений и потоков лавы на планете, а теперь и последнего извержения вулкана.

«Это может быть самое последнее извержение вулкана на Марсе, но я думаю, мы можем быть уверены, что оно не будет последним», - сказал Эндрюс-Ханна. «Все эти данные, кажется, рассказывают одну и ту же историю: Марс не мертв».

так Украина воюет с Россией уже восьмой год или нет? если воюет не с Россией, то кем тогда, а майданутые??
От самопровозглашенного президента? Оце зрада!
А ещё кизяки и беспросветная тупость типа эксперта по тем же кизякам.
ВВП
Добро пожаловать в ад. Кто останется в живых, тот позавидует мертвым.
Зато по остальным продуктам барыги, при полном бездействии Антимонопольного, уже смешно, комитета впендюривают населению по самые помидоры.
До вхождения в правительство слуг урода, Юлия, на чьей-то дуде свистелка, с марта по сентябрь 2019 занимала должность директорки ООО "Сидко Украина", специализирующегося на производстве кормов для диких птиц. Это ж уровень?!, правда не министра экономики, а доярки из Хацапетовки, но то такое, главное чтобы хорошо кому надо чупа-чупс сосала.
наблюдатель
"На Украине ложно-власть пришла с Майданом. И началась тяжелая гражданская война. Вот только все закончилось горем и обманом. А значит горя нахлебаемся сполна" (творч. зарисовка). Да "на чужой, навязанной нам извне Гражданской войне — навязанной США и их евросателлитами, ястребами войны. Не станут погибшие за фашистскую Украину героями, не войдут они в историю победителями. Убивать собственный народ нельзя!"
Авторские статьи19м. назад