Конституция Украины четко определяет, что Президент исполняет свои полномочия до вступления в должность нового главы государства и не может передавать свои полномочия другим лицам или органам.
Об этом говорится в ответе ЦИК на информационный запрос "Главкома" об окончании срока конституционных полномочий Президента Владимира Зеленского и действия военного положения в стране, передает Укринформ.
В ответе на запрос ЦИК, в частности, приводит аргументы в пользу непрерывности осуществления власти, исполнение Президентом полномочий до вступления в должность его преемника и отсутствие оснований говорить о возможной передаче президентских функций к Председателю Верховной Рады.
"Прежде всего обращаем внимание, что установленный Основным законом Украины порядок организации и осуществления государственной власти направлен на обеспечение непрерывности ее осуществления. Прежде всего, это касается Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета министров Украины (ч.4 ст. 83, ч.1 ст.90, ч.1 ст.108, ч.4 ст. 115 Конституции Украины). В соответствии с Конституцией Украины Президент Украины выполняет свои полномочия по вступлению на пост новоизбранного Президента Украины (ч.2 ст. 108). Президент Украины не может передавать свои полномочия другим лицам или органам (ч.2 ст. 106)", — отмечается в ответе ЦИК.
Центризбирком пояснил, что исполнение обязанностей Президента может быть возложено на Председателя Верховной Рады только в случаях досрочного сложения полномочий руководителем государства и на период избрания и вступления в должность нового Президента.
В то же время в ЦИК отмечают, что с 24 февраля 2022 года в Украине продолжается военное положение, а согласно ч.2 ст. 64 Конституции в условиях военного или чрезвычайного положения устанавливаются определенные ограничения прав и свобод. В частности, в условиях военного положения запрещается проведение общегосударственных и местных выборов (ч.1 ст.19 закона "О правовом режиме военного положения").
Этим законом "О правовом режиме военного положения" определено, что на период действия военного положения не могут быть прекращены полномочия Президента, а в случае истечения срока полномочий Президента во время действия военного положения его полномочия продолжаются до вступления в должность вновь избранного Президента, избранного после отмены военного положения (ч.3 ст. 11) .
В ЦИКе также объяснили, что по содержанию ст. 20 Избирательного кодекса решение о назначении выборов, избирательный процесс которых не начался в связи с введением военного положения, принимается соответствующим субъектом их назначения не позднее месяца со дня прекращения или отмены военного положения. Согласно п.7 ч.1 ст. 85 Конституции Украины, ст. 77 Избирательного кодекса назначения выборов Президента входит в полномочия Верховной Рады.
Кроме того, в ЦИК отметили, что в условиях отпора и сдерживания Украиной вооруженной агрессии враг применяет различные способы разжигания вражды внутри страны и подрыва доверия к власти. И тему истечения срока полномочий Президента Украины Россия может также использовать в качестве повода.
Как сообщалось, согласно Конституции, очередные парламентские выборы должны были состояться в октябре 2023 года, а президентские – президент. весной 2024г. Однако действие на территории Украинского государства правового режима военного положения делает невозможным проведение выборов. Сейчас вокруг этой темы идут разнообразные дискуссии.