Фото: танкеры из «теневого флота» помогают России получать миллиарды от торговли нефтью (Getty Images) Автор: Данило Крамаренко

Западные санкции не смогли остановить морские перевозки нефти из Российской Федерации. Более того, последние данные говорят о том, что танкеры из «черного списка» возвращаются к активной работе. Почему это происходит и как Россия создала «теневой флот», — в материале РБК-Украина.

>

Содержание

  • Для танкеров из «черного списка» нашли обходные пути
  • Как Россия создала «теневой флот»

Для танкеров из «черного списка» нашли обходные пути

< Использование танкеров, попавших под западные санкции за участие в морских перевозках российской нефти, растет. В последнее время почти треть судов из «черного списка» вернулась к работе.

Это, по меньшей мере, 21 из 72 танкеров, находящихся под санкциями Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США, Министерства финансов Великобритании или Европейского Союза. За прошлый год они перевезли 24 партии российской нефти с тех пор, как попали под ограничения в ответ на полномасштабное вторжение России в Украину. Москве и ее клиентам найти обходные пути, пишет Bloomberg.

Возрастают и темпы, с которыми танкеры возвращаются к работе. По крайней мере, семь из них приняли грузы в первые 10 дней октября. Это больше шести в августе и сентябре и всего пять до этого.

Сначала танкеры из «черного списка» простаивали. До апреля 2024 года (через полгода после того, как были названы первые суда) ни одно из них не перевезло ни одной партии российской или другой нефти. Однако теперь использование этих танкеров резко возросло.

Первые санкции были введены Минфином США в октябре 2023 года. Тогда в список попали два танкера Primorye и Yasa Golden Bosphorus, перевозившие нефть, проданную выше ценового предела в 60 долларов за баррель. Отметим, потолок введен, чтобы ограничить доходы России от торговли нефти.

Летом 2024 года в списки Британии и Евросоюза попали 73 судна, причем девять из них подверглись санкциям более одного органа. Один танкер – Yasa Golden Bosphorus – был исключен из списка США.

Наименее эффективными кажутся британские ограничения. Около двух третей от общего объема грузов перевезли танкеры, на которые наложены санкции Лондона. Запущенные в эксплуатации танкеры в сентябре и октябре находятся в его «черном списке» (лишь один из них подвергся санкциям со стороны Брюсселя).

Санкции США, пожалуй, более эффективны. В общей сложности шесть партий были перевезены на четырех из 39 танкеров, попавших в «черный список» Вашингтона. Большинство простаивает с момента внесения, некоторые – почти 11 месяцев.

Около 50 танкеров с тех пор было переименовано, многие одновременно сменили флаг. Например, тринадцать судов теперь ходят под флагом Барбадоса, чей судовой реестр находится в Верховной комиссии страны в Лондоне.

Большинство российской сырой нефти отправлялось в китайские порты. Около трети оказалось в Индии, и это признак того, что прежнее нежелание иметь дело с такими танкерами теперь в прошлом.

Ранее эти суда загружались в Новороссийск — в порту на черноморском побережье РФ. Более поздние партии отгружаются почти во всех российских экспортных портах.

При этом танкеры из «черного списка» — это лишь малая часть так называемого «теневого флота», собранного Россией для перевозок сырой нефти и нефтепродуктов за пределами досягаемости западных государств. . Это снизило эффективность санкций, поскольку появилось много других судов, способных поддерживать поток нефти и доходов Кремля.

Как Россия создала «теневой флот»

После того, как в декабре 2022 года были введены первые ограничения на экспорт российской нефти, Москва собрала «теневой флот» из более 400 судов. Пока они перевозят около 4 млн баррелей в день и приносят миллиарды долларов в год.

Для приобретения судов Россия использует корпоративные оффшорные структуры. Это означает, что западным правительствам трудно определить, кому принадлежат танкеры, кто их приобрел или кто контролирует сделки.

Расследование Financial Times открывает занавес секрета. В частности, изученные корпоративные переписки показали, что российская компания «Лукойл» финансировала британского бухгалтера Джона Ормерода для покупки не менее 25 старых танкеров с декабря 2022 по август 2023 общей стоимостью более 700 млн долларов.

Каждое судно было приобретено отдельной компанией, зарегистрированной на Маршалловых островах. Средства предоставила Eiger Shipping DMCC, базирующаяся в Дубае и связанная с «Лукойлом».

По данным источников FT, для управления танкерами предназначены компании из Дубая, связанные с Мухаммадом Тахиром Лахани — британским судоходным магнатом пакистанского происхождения. Соглашениям также способствовали юристы и брокеры, включая зарегистрированную в Лондоне компанию Braemar.

С момента приобретения 25 судов перевезли около 120 млн баррелей российской нефти. По консервативной оценке в 60 долларов за баррель, это принесло Москве 7,2 млрд долларов от нефтяного экспорта.

При этом нельзя утверждать, что соглашения нарушили какие-либо законы. Несмотря на то, что «Лукойл» давно под санкциями, ни Eiger Shipping DMCC, ни ее дубайский владелец не находятся в списках. А компании из Дубая не обязаны соблюдать западные ограничения, если не используют финансы и услуги из стран G7.

До вторжения в Украину 2022 экспорт российской нефти в основном осуществлялся западными танкерами, которые доминируют в мировом судоходном флоте. В попытке сократить доходы Кремля от продажи нефти США, ЕС, Великобритания и другие страны «Большой семерки» запретили своим компаниям предоставлять суда, страхование или финансировать российский экспорт, если нефть не продавалась со скидкой.

В ответ Россия начала создание «теневого флота». К концу 2022 года рынок танкеров расцвел, поскольку российские компании начали скупать старые суда, а западные владельцы воспользовались редким шансом избавиться от их по высоким ценам.

Среди первых — построенный в 2005 году танкер Kudos Stars, его купили за 3 млн. долларов. Среди самых дорогих – примерно 43 млн долларов – танкер Galian 2, построенный в 2007 году. Такие цены вдвое-втрое превышали рыночные для судов аналогичного размера и возраста.

Российские нефтяные компании и трейдеры специально искали нероссийских владельцев и операторов, чтобы скрыть связи с такими танкерами, говорит эксперт. теневого флота» в Гарвардском университете Крейг Кеннеди.

«Россияне постарались как можно дальше дистанцировать Москву от «теневого флота», потому что это значительно усложняет возможность заявить, что это российская идея», — отметил он.

По его оценкам, в целом российские компании с 2022 года потратили более 10 млрд долларов на покупку подержанных танкеров. «Москва сознательно пытается сохранить эту дистанцию ​​как способ защиты своих инвестиций, а также путем распределения их по многим разным организациям», — добавил он.

Соглашения Джона Ормерода дали редкую возможность увидеть вклад британских юристов и судовых брокеров в создание «теневого флота» России. В течение столетий Лондон был мировым центром морской индустрии, а компания Braemar является одним из ведущих брокеров – сводит продавцов и покупателей за процент от конечной стоимости.

Braemar подтверждает, что выступала как брокер по крайней мере в девяти сделках. Но отказалась комментировать, знала ли, что эти танкеры будут помогать России обходить западные санкции.

При подготовке текста использовались публикации Bloomberg и Financial Times.

Срочные и важные сообщения о войне России против Украины читайте на канале РБК-Украина в Telegram.

www.rbc.ua

Раздел

Технологии,

Обновлено: 14 октября 2024