Дональд Трамп и Виктор Орбан (фото: Getty Images) Автор: Роман Кот
Избрание Дональда Трампа президентом США большинство европейских лидеров встретили с беспокойством – многие открыто или тайно надеялись на победу его оппонентки. Однако, конечно, в Европе есть и те, для которых итоги американских выборов стали настоящим праздником.
РБК-Украина рассказывает, кого можно отнести к друзьям Трампа в Европе, а кого – к настоящим врагам.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Друзья Трампа
-
Враги Трампа
< /ul>
После победы на президентских выборах в США с Дональдом Трампом стараются наладить связи большинство влиятельных политиков со всего мира. Не исключение и Европа, самый важный из других регионов для Украины. Большинство европейских лидеров — Эмманюэль Макрон, Педро Санчес или Ульф Кристерссон, только пытаются наладить рабочие отношения с Трампом. Вместе с тем в Европе есть явные друзья избранного президента США, с которыми у него длительные контакты. А также явные враги, имеющие непростые отношения с американцем – в силу разных причин.
Друзья Трампа
Большинство друзей Трампа в Европе имеют общие с ним взгляды на международную политику и экономику, однако есть и другие нюансы.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан установил связи с Трампом еще во время его первого президентства в 2017-2021 годах. Впрочем, тогда интенсивность их сотрудничества была невысокой, ведь Европа для Трампа точно не являлась главным приоритетом.
В 2024 году ситуация поменялась. Орбан начал возобновлять контакты со своим визави еще задолго до президентских выборов, когда победа Трампа была далеко не очевидна. Де-факто он стал единственным из лидеров стран ЕС, кто сделал прямую и открытую ставку на победу республиканца. Судя по комментариям окружения, Трамп ценит этот факт. Еще большее значение Орбану придают его посреднические усилия по завершению войны против Украины. Начиная от августовских визитов в Киев, Москву, Пекин и в резиденцию Трампа во Флориде, и продолжая телефонными звонками Трампа и Путину. В то же время, статус изгоя в Евросоюзе несколько снижает акции Орбана в отношениях с Трампом.
Премьер-министр Италии Джорджия Мелонитакже знакома с Трампом давно, еще со времен, когда она не возглавляла правительство. Мэлони принимала участие в нескольких ежегодных конференциях американского консервативного движения, а бывший главный стратег Трампа Стив Беннон был основным докладчиком на конференции партии Мэлони «Fratelli d'Italia» в 2018 году. Двое политиков встретились в Париже 7 декабря на открытии Собора Парижской Богоматери. Эта встреча стала первой с момента возвращения Трампа в большую политику.
«Я много с ней (Мэлони, – ред.) общался. Она настоящая проволока под напряжением, скажу вам. Она великолепна», – рассказал Трамп в интервью New York Post, по возвращении из Парижа.
В отличие от Орбана, Мэлони имеет тесные рабочие отношения с евробюрократией в Брюсселе и возглавляет одну из самых мощных стран Евросоюза. Все это придает ей баллы в общении с Трампом.
Как и Орбан, лидер оппозиционной партии Reform UK в Великобритании Найджел Фараджсделал ставку в поддержку Трампа задолго до победы последнего. Этот антисистемный британский политик возглавлял несколько политических проектов. Великобритании критиком европейской интеграции. Его партия стабильно занимала высокие места на выборах в Европарламент, но в самой Британии Фарадж сумел попасть в парламент только в этом году как депутат своей новой партии «Reform UK».
Как и Мэлони и Орбан, Фарадж давно знаком с Трампом. В течение избирательной кампании в США он приезжал и открыто агитировал избранного президента США. Контакты обоих политиков после победы Трампа только крепнут. Похоже, Фарадж будет играть все большую роль в отношениях Великобритании и США. На фоне поддержки со стороны США и ряда политических провалов действующего правительства партия Фараджа выбилась в лидеры по рейтингам. По информации Daily Mail, окружение Трампа рассматривает Фараджа как следующего премьер-министра Великобритании. Более того, по данным британских медиа, близкий соратник Трампа, мультимиллиардер Илон Маск может пожертвовать 100 млн долларов. на его партию.
Враги Трампа
Отношения Трампа с европейскими институтами в Брюсселе сложны, прежде всего, из-за системных противоречий между США и Евросоюзом. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен является олицетворением всей евробюрократии, поэтому на нее фокусируется и весь негатив Трампа по отношению к ЕС. Во время первого президентства Трампа она была министром обороны Германии и имела конфликты с США – Трамп настаивал, чтобы европейские члены НАТО увеличивали расходы на оборону. Германия пыталась этого избежать.
На нынешнем этапе главным проблемным вопросом между США и ЕС является торговля. Трамп планирует повысить тарифы на импорт из Евросоюза, что ударит по экономике ЕС. Глава Еврокомиссии пытается наладить диалог с Трампом, готовя ряд выгодных предложений, как-то покупка дополнительного газа из США взамен российскому. Однако сработают ли такие «пряники» с Трампом, пока вопрос открыт.
Премьер-министр Великобритании от лейбористов Кир Стармерпришел к власти только через четыре месяца перед Трампом и уже успел испортить с ним отношения. Стармер задолго до выборов в США сделал ставку на соперницу Трампа Камалу Гаррис и проиграл. Представители Лейбористской партии приватно ездили в США агитировать за Гаррис как волонтеры, а сам Стармер не видел в этом «ничего такого».
Однопартийцы Стармера употребляли в отношении Трампа жесткие эпитеты: «шут», «сторонник нацистов» или даже «тиран в парике». Между Великобританией и США не так много системных противоречий: двусторонняя торговля относительно сбалансирована, также Великобритания тратит много средств на оборону (низкие оборонные расходы являются одной из претензий Трампа к европейским членам НАТО). Вместе с тем, личная неприязнь Трампа к Стармеру может серьезно охладить отношения обеих стран.
Пока действующий премьер-министр Германии Олаф Шольц имеет непростые отношения с Трампом еще с 2017 года. Когда Трамп впервые был президентом США, Шольц занимал должность министра финансов Германии и всячески избегал увеличения германских расходов на оборону. Планы Трампа ввести новые тарифы на европейский импорт ударят, прежде всего, по Германии. Это создает дополнительную точку напряжения между Вашингтоном и Берлином. Вместе с тем, в Германии развалилась правящая коалиция, ожидаются досрочные выборы, и Шольц с высокой вероятностью лишится должности, поэтому проблемы между США и Германией придется решать уже другому бундесканцлеру.
При написании материала использовались публикации New York Post, Daily Mail, The Spectator, Bloomberg.