17.02.25 52 Волна корпоративных банкротств накрывает Россию Во многих секторах экономики России появляются сигналы приближающихся банкротств. 

Во многих секторах экономики России появляются сигналы приближающихся массовых банкротств предприятий.  Из отраслей с наибольшим количеством проблем аналитики выделяют телекоммуникации, воздушный и сухопутный транспорт, желдормаш, судо- и авиастроение, строительство, лесоводство и лесозаготовки, складское хозяйство, услуги по добыче полезных ископаемых.

Возможность получить относительно дешевое финансирование (10–15%) у росийских компаний на текущий момент отсутствует. В таких условиях у компаний резко ограничиваются рычаги оперативного воздействия на финансовое состояние. В результате возникают проблемы с платежеспособностью, что и приводит к процедурам банкротства.

Массовый вал банкротств следует ожидать уже во втором квартале 2025 года.

Банкротства в промышленном секторе РФ

В начале 2025 года российская промышленность оказалась перед угрозой массовых банкротств заводов. Более чем у 20 процентов предприятий обрабатывающей промышленности отношение прибыли к процентным платежам находится на рискованном уровне, а хуже всего ситуация складывается в транспортном машиностроении.

Суть негативного явления состоит в следующем: более чем у 20% предприятий обрабатывающей промышленности нагрузка процентных платежей на прибыль в конце 2024 года находилась на рискованном уровне — превышала 2/3 от доналоговой прибыли.

 Волна корпоративных банкротств накрывает Россию

«О ситуации в российской экономике» «Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования» (ЦМАКП), 23.01.2025 г.

Российские промышленные предприятия еще летом 2024 года били тревогу о возможном банкротстве из-за невозможности закупать критически важное химическое сырье за рубежом, в том числе в «дружественных» странах. Тогда 20 крупных компаний автомобильной, строительной, химической отрасли отправили правительству соответствующее письмо.

Вся угольная промышленность РФ находится на грани банкротства. Крупнейшие регионы добычи угля в РФ столкнулись с резким сокращением налоговых сборов с бизнеса из-за проблем угольных компаний, которые терпят убытки, теряют экспорт и вынуждены сокращать производство. Главный угольный регион — Кемеровская область, на долю которой приходится 60% добычи каменного угля и около 80% — коксующегося, — зафиксировала обвал поступлений налога на прибыль в 2,5 раза (на 59%).
По данным Росстата, каждая вторая угольная компания в РФ стала убыточной, а сальдированный финансовый результат всей отрасли стал отрицательным: за январь–сентябрь 2024 года угольщики сработали в минус на 91,3 млрд рублей, хотя год назад получили более 350 млрд рублей прибыли за тот же период.

В конец 2024 года арбитражный суд Москвы признал банкротом АО «Ральф Рингер» — одного из крупнейших производителей и продавцов обуви в России под брендом Ralf Ringer. В структуру компании входили четыре фабрики на территории России и сеть из более чем 1500 магазинов.

В конце 2024 года в России началось банкротство одного из крупнейших производителей чипов — компании «Ангстрем» (Зеленоград). Завод был знаковым для России и должен был стать крупнейшим игроком в производстве микрочипов. Его курировал близкий к Владимиру Путину бывший министр связи Леонид Рейман. Он получил госфинансирование на $1 млрд — его компания в 2008 году привлекла кредитную линию ВЭБа в размере 815 млн евро на создание производства процессоров, смарт-карт, электронных паспортов. Проект поддерживало правительство и Совет безопасности. Накопив более 100 млрд рублей долгов, «Ангстрем» неожиданно перестал платить по кредитам. 

Осенью 2024 года признали банкротом АО «Ладожский домостроительный комбинат» — крупнейший российский завод по выпуску используемых в деревянном домостроении CLT-панелей, который мог обеспечивать 700-800 тысяч кв. м жилья ежегодно.

Банкротства в инфраструктурном строительстве РФ 

Российские компании, занимающиеся строительством автомобильных дорог столкнуться с массовыми банкротствами в 2025 году.

С 2024 года наблюдается тенденция к значительному сокращению объемов дорожно-строительных работ, которая станет особенно острой в 2025 году после сдачи некоторых участков трасс и отсутствия нового финансирования. Совокупная выручка компаний по итогам 2024 года упала на более чем 40% по сравнению с 2022 годом, а остаток законтрактованных работ с 2024 по 2027 год уменьшился с 55% до 10%.
Также ухудшились финансовые показатели компаний из-за увеличения расходов на строительные материалы, топливо, зарплаты сотрудникам, а также роста долговой нагрузки из-за повышения ключевой ставки и удорожания лизинговых договоров. Все это привело к падению рентабельности предприятий отрасли до 2,6−3,3% в 2024 году.

Банкротства среди торговых центров РФ 

В условиях резкого роста расходов и усиления конкуренции со стороны онлайн-площадок в России примерно 25% всех торговых центров (ТЦ) достигли предбанкротного состояния и могут закрыться в 2025 году.

Доходы торговых центров в 2024 году резко упали. Ключевой причиной финансовых проблем, помимо ухода части крупных зарубежных арендаторов после начала большой войны в Украине, стало стремительное увеличение процентных ставок по коммерческим кредитам из-за политики Центробанка.

«Теперь ТЦ проблемно закрывать уже имеющиеся кредитные договоры и им совсем недоступны новые кредиты. Отсюда проблемы как с доходностью, так и с возможностями поддерживать здания в надлежащем состоянии, проводить реконцепцию», — отметил управляющий директор российского Совета торговых центров (СТЦ) Олег Войцеховский.

Также наблюдается существенный рост налоговой нагрузки торговых центров. Сейчас около половины доходов торговых центров уходит на налоги, включая НДС, социальные отчисления и налог на имущество.

Банкротства в сфере логистики РФ

Большинство российских компаний, занимающихся автомобильными грузоперевозками, закончили 2024 год с убытками, а примерно 30% из них грозит банкротство в 2025 году.

«Если в рейс вложено 100 рублей, а на финише компания заработала 83 рубля, то как раз можно говорить об отрицательной рентабельности в 17%», — сообщил президент российской транспортной компании Итеко. Мол, в таком положении компании оказываются банкротами  из-за роста расходов на 11%, ослабления рубля и увеличения кредитных и лизинговых платежей после повышения ключевой ставки центробанка до 21%. Также перевозчики столкнулись с падением спроса и были вынуждены снизить тарифы на 12% по сравнению с прошлым годом.

Банкротства в сфере авиаперевозок РФ

Из-за наложенных санкций в 2025 году в России могут обанкротиться более 30 авиакомпаний, которые обеспечивают 26% пассажирских перевозок внутри страны.

Первое полугодие 2024 года российские авиакомпании закончили с общим операционным убытком в размере 8,6 млрд руб.

Банкротство грозит авиаперевозчикам из-за накопленных долгов за лизинг иностранных самолетов. В 2025 году правительство России разрешило списать долги по ним. Однако на эти суммы будет начислен налог на прибыль в размере 25%.

В то же время выкупить лизинговые самолеты за средства Фонда национального благосостояния смогли только крупные авиакомпании: «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», S7 Airlines.

Банкротства в ИТ секторе РФ

В январе 2025 года ООО «Национальный центр информатизации» (НЦИ), дочерняя структура госкорпорации «Ростех», обратилось в суд с заявлением о финансовой несостоятельности. Компания имела статус «единого центра компетенций в области цифровых технологий» и отвечала за реализацию важных государственных IT-проектов (информационные системы для Пенсионного фонда России, «Почты России», «Росатома», система «Безопасный город» и другие)

Успокоительная пилюля от ЦБ РФ

В то же время, в феврале 2025 года, глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина пытается сгладить назревающие волнения и заверяет, что в стране не ожидается волны банкротств: «Бизнес в целом сохраняет финансовую устойчивость, объем реструктуризаций пока существенно не растет, доля плохих кредитов невысока. Наблюдается только рост заявок на реструктуризацию в сегменте малого и среднего бизнеса», сообщила председатель Банка России.

«Мы не ожидаем волны банкротств. Конечно, есть сильно закредитованные компании, для которых рост стоимости обслуживания долга — это важный фактор, фактор, который снижает их прибыль существенно, но для большинства компаний финансовое положение прежде всего зависит от роста издержек», — сказала Набиуллина.

В тоже время, по ее словам, оно может ухудшаться, если будут продолжать расти такими же темпами основные издержки, связанные с сырьем, материалами, оплатой труда, повышением тарифов, более дорогой транспортной логистикой, в том числе из-за санкций. Рост этих издержек — как раз следствие перегретого спроса, индикатором которого является высокая инфляция.

inventure.com.ua

Categorized in:

Технологии,

Last Update: 17 февраля 2025